|
Название: ВАЛЬС НАД ПРОПАСТЬЮ.
Автор: Фамильное привидение
Кристина, графиня де Шаньи, умирала. Это было вполне естественно. Во всяком случае, для докторов, которые стаей собрались вокруг ее постели. Старухе было уже 67 лет, и ее жизненный путь подошел к концу. Странно, но это обстоятельство саму старую графиню совершенно не огорчало. Может, потому что умирала она очень спокойно. Она не страдала от неизлечимой болезни (более того, как она пыталась вспомнить, последние лет тридцать она не болела даже простым насморком), не была измучена нуждой и нищетой. Все было прекрасно. Тем более прекрасно, что на фоне ее достаточно безоблачной и беззаботной семейной жизни мир сотрясали бури и катаклизмы. Вместе со всем миром она содрогнулась от ужаса и жалости, прочитав в «Эпок» о гибели Титаника, вместе с сотнями людей она, затаив дыхание, следила за сводками с полей сначала Англо-Бурской, а потом – и первой мировой войны…. И вместе с тем была счастлива со своим мужем, который через пару лет после свадьбы стал графом, была счастлива со своими пятью детьми, которые уже подарили ей трех внуков.. Согласитесь, не всем в этой жизни выпадает тихая спокойная старость и такая же тихая и умиротворенная смерть? Так что графиня была совершенно спокойна и даже в чем-то довольна. Она много путешествовала, видела раскопки пирамид в Египте, восхищалась индийскими факирами, слушала певцов-кастратов в Италии… Лишь единственный раз в жизни она не получила того, что хотела… Последний билет на «Титаник» в первый класс был продан буквально за пять минут до того, как в компанию «Уайт Стар» обратился ее курьер. Иначе же, как первым классом графиня ехать не желала… 15 апреля 1912 года, узнав о том, что лайнер взял курс на вечность, графиня тайком поцеловала старинную ладанку, висевшую у нее на шее, а за завтраком задумчиво сказала мужу, что, наверное, ее охраняет ангел. Граф насторожился и сварливо пробормотал что-то вроде того, что живые демоны не становятся мертвыми ангелами. Дети живо заинтересовались столь несвойственным папА каламбуру, но инцидент очень быстро замяли… Кристина тогда вздохнула и произнесла дежурную фразу, типа «Все мы там будем»…
И вот она умирала.
Спокойно, безболезненно и даже обидно скучно. Ну и где там длинные коридоры, наполненные божественным светом? Где ангельское пение? Где журчание рек Эдема? В общем, где все, о чем рассказывали люди, бывшие на волоске от смерти? Ничего подобного не было. Только ожидающие лица врачей, трещина на изысканной лепке потолка, да сдавленные всхлипывания Рауля в углу комнаты. Мда…неужели обманули, пройдохи? Печально.
Кристина закрыла глаза и сделала глубокий вздох. Выдох делали уже ее мертвые легкие….
…И тут же открыла глаза. Она стояла в бесконечной белой пустоте. Не было верха и низа…Не было права и лева… Не было длины и ширины..Не было ничего… Только ощущение того, что она стоит над пропастью…
И …кто-то вдалеке…Кто-то в черном фраке и …маске? Не может быть… Не может… И…он подходит к ней?
- Добрый день, Кристина… – сказал он мягко.
- Э… Эрик… - поразилась Кристина. Хотя…нет, слово «поразилась» здесь слишком мягко и неуместно. Она была ошеломлена, поражена, потрясена.
Эрик? Но..как….
- Эрик?
- Да, Кристина… - он так же мягко, каким был его голос, взял ее за руку. – У нас есть пять минут…
- Пять минут? Но…на что пять минут? Зачем пять минут? Для чего?
- Вот для чего… - он поднял вверх палец, словно вслушиваясь в тишину пустоты. На минуту на его лице появилось разочарование. Но… тут же на губах дрогнула робкая улыбка. И Кристина услышала. Откуда? Откуда полились эти тихие звуки вальса…
- Как Он и обещал… У нас есть пять минут… - повторил Эрик.
И Кристина поняла, что она не может в этот момент сопротивляться. Она протянула вторую руку и положила ее Эрику на плечо. Он нежно обхватил ее за талию…
Раз-два-три, раз-два-три…
Тихо играл вальс…
Они танцевали в пустоте…
- Но..как ты здесь? - спросила Кристина.
- Здесь так принято… - смущенно улыбнулся Эрик. – Когда кто-то умирает, то он танцует свой последний танец с тем, кого любил.
«Значит, я все-таки любила его?» - поразилась Кристина и попыталась припомнить чувства полувековой давности. Эрик грустно наблюдал за ней.
- Кристина..Я любил тебя…И все это время я ждал тебя…Ждал 50 лет в этой пустоте, чтобы пригласить на вальс. Моя любовь…только МОЯ любовь – виновник этого…
Раз-два-три, раз-два-три…
- А когда умрет Рауль...он…? – тихо спросила Кристина.
- Он увидит тебя… - шепнул ей Эрик. – И я ему завидую…
- Почему?
- Потому что он увидит тебя… И ты будешь любить его по-настоящему…
- То есть? – Кристина на минуту отстранилась от него.
- Ты еще раз станцуешь этот вальс. Но уже с ним. И ты будешь ПО-НАСТОЯЩЕМУ влюблена…
- Ты хочешь сказать… - Кристина попыталась выдернуть руку.
- Нет! – Эрик перехватил ее кисть и крепко сжал. – Не надо… У нас и так только пять минут. Пока играет музыка… Если ты прекратишь танцевать, если ты оттолкнешь меня – то все закончится прямо сейчас… Пожалуйста. У нас осталось уже всего три минуты… У меня….осталось у меня…. – запнувшись, поправился он.
- Но ты хочешь сказать?
- Да…
Раз-два-три, раз-два-три…
- Да, Кристина…Это мой подарок. Вернее, подарок мне. Во всем мире я любил только тебя, и мне пообещали, что в эти краткие пять минут нашего танца, ты….
- Полюблю тебя… - медленно произнесла Кристина.
- Нет… увы, нет… - горько усмехнулся Эрик. – Никто не властен над человеческими чувствами… И даже Они не могут создать чувства…Они не могут сделать так, чтобы ты меня полюбила. Да, даже со всей своей властью, которая создает звезды и двигает планеты, которая создает все живое и уничтожает все сущее… Даже так они не могут подарить мне на эти жалкие пять минут твою любовь… Все, что Они могут – так это сделать, чтобы ты меня не ненавидела… Ведь ты же меня не ненавидишь? – робко спросил он.
- Нет… - несмело ответила Кристина, прислушиваясь к своиv ощущениям.
- И не боишься?
- Нет..
- И не презираешь?
- Нет. – ответила она твердо.
На лице Эрика появилась робкая улыбка.
- Значит, Они меня не обманули…
Раз-два-три, раз-два-три…
- А кто, это Они? – спросила Кристина. – Что происходит с нами после смерти?
- Мы танцуем последний вальс с теми, кого мы любили..
- А потом? Что происходит после танца?
- Кристина… - вздохнул Эрик. – Через полторы минуты ты узнаешь об этом сама. Разве стоит тратить драгоценные секунды на эту глупость? Ты сама все увидишь.
- Хорошо…
Раз-два-три, раз-два-три…
- Кристина…Расскажи мне об Опере.. – попросил Эрик.
- Зачем? И что?
- Расскажи пожалуйста… Что-нибудь..Что угодно… Можешь даже выдумать… Я просто хочу представить, что я еще жив…И мы с тобой танцуем по-настоящему…
Кристина вздохнула.
- Э…Месье Ришар и Фирмен ставят новую оперу… - неуверенно начала она.
Эрик закрыл глаза.
- Какую?
- Э… «Волшебную флейту» месье Моцарта.
- А..главная партия… ты поешь главную партию?
- Да…конечно я… - осмелела Кристина. – А партию Царицы Ночи поет Карлотта.
- Карлотта? Она не обижает тебя?
- Нет… мы с ней даже подружились… - вдохновенно врала Кристина. Действительно, зачем Эрику знать, что 30 лет назад Карлотту на Монмартре сбил пьяный извозчик? И что на похороны некогда блистательной примадонны пришло только пять человек. Кристины среди них, разумеется, не было.
- А Мег сегодня опять полезла за кулисы и чуть не заблудилась в старых декорациях, - расфантазировалась Кристина. На самом деле Мег вот уже 40 лет как была глубоко и безнадежно замужем, променяв свою девичью бесшабашность на баронский титул.
Эрик танцевал с закрытыми глазами. В этот момент он свято верил в то, что Кристина все еще 17 лет, и они танцуют в пустынной Лунной Ротонде Гранд Опера. Прямо под автографом великого Гарнье.
Кристина тоже закрыла глаза. Так ей легче было фантазировать.
- А мадам Жири … Она сегодня гоняла балет почем зря.. Наверное, опять получила какое-то письмо от тебя? - в ее голосе появились лукавые нотки. Главное не вспоминать, что мадам Жири покончила с собой, выпив целую склянку уксуса. Ее предсмертные крики до сих пор звенят в пустынных коридорах Оперы, и рабочие истово крестятся, заслышав их.
Эрик тихо вздохнул.
- Спасибо Кристина, - прошептал он практически неслышно. – Ты даришь мне больше чем пять минут… Ты даришь мне целую жизнь…
Раз-два-три, раз-два-три…
Они так и танцевали слепой вальс с закрытыми глазами. Вальс в пустоте.
- А еще… на следующей неделе в Опере будет маскарад. Я буду в костюме…феи. А ты…ты придешь на маскарад?
Эрик вздохнул снова.
- Маскарад… вся моя жизнь была маскарадом…длинным, бесконечным маскарадом… Я так никогда и не снял своей маски…маски, которую надела на меня сама жизнь… - прошептал он.
Кристина не услышала его.
- Так ты придешь на маскарад? – настойчиво повторила она вопрос. В этот момент они уже оба были полностью под властью своих иллюзий.
- Да. – ответил Эрик. И открыл глаза.
Маскарад…Маскарад…Маскарад? Они стояли напротив Большой лестницы, и вокруг них клубилось море людей. Люди пели, что-то оживленно обсуждали, о чем-то спорили – но это Эрик мог прочитать только по их губам. Над всем царила мелдленная величественная мелодия их с Кристиной вальса. И тем страшнее, необычнее и как-то совсем не по земному двигались разнаряженные фигуры… Вот мелькнула точеная фигурка маленькой Мег… Вот торжественно проплыла Карлотта в сопровождении свиты поклонников… А вот неприступной добродетелью застыла мадам Жири, скептически и строго наблюдая за расшалившимися балетными девочками…
И Кристина…Кристина рядом с ним.. Но что это? У нее дрогнули ресницы? Она открывает глаза? И тут же весь этот зыбкий мир фантазий-воспоминаний вздрогнул, покачнулся и стал медленно оплывать, словно картина, написанная акварелью, на которую плеснули водой.
Эрик хотел удержать, остановить…Но было уже поздно…Кристина открыла глаза…
…Кристина открыла глаза. Они до сих пор танцевали в пустоте над пропастью…
Раз-два-три, раз-два-три…
Музыка стала стихать… И Кристина чувствовала, что с ее глаз словно спадает пелена. Эрик…боже…Эрик…ей стало страшно…Пришел ужас и…презрение? Жалость?
Раз-два-три, раз-два-три…
В глазах Эрика появилась боль…
Раз-два-три, раз-два-три…
Его руки разжались…
Раз-два-три, раз-два-три…
Кристина поняла, что она теперь стоит в пустоте одна.
Раз-два-три, раз-два-три…
А потом и пустота исчезла….
Раз-два-три, раз-два-три…
Раз.
И все.
|
|